На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

if24.ru

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Егор Горшков
    Сбер поступил самым честным образом, предупредив заранее клиентов о снижении доходов от депозитов, вот и результат.Банки нарастили п...
  • Амина
    мы еще попали в число тех, кому была выгоднее ипотека. Брали льготную и покупали в новой щербинке квартиру. Платеж не...Аренда снова стал...
  • Лариса Терес
    Так назовите уже эту «неназванную». Страна должна знать своих «героев» в лицо и поименно.Делягин рассказал...

Роботизация бизнес-процессов: каким компаниям нужна и зачем?

Виктор Масленников - Руководитель Центра экспертизы по роботизации, Северсталь-ЦЕС. RPA — программное обеспечение, работающее по правилам и алгоритмам без сопровождения человека, как виртуальный сотрудник. RPA работает с приложениями и компонентами «поверх» основной ИТ-архитектуры.

Примеры популярных процессов, которые роботизируются компаниями:

отправка документов в банки через соответствующее программное обеспечение банк-клиент; предоставление справок с места работы; учет заработной платы и расчеты с персоналом; проверочные процедуры и еще много типовых задач.

Все эти процессы позволяют сократить время обработки данных и количество ошибок, тем самым повышая производительность. Одними из первых RPA внедряли предприятия, хорошо развитые в плане ИТ-технологий. Лидировали нефтегазовая и металлургическая отрасли, телеком, финансовая сфера, банки и ритейл. Сегодня роботы стали востребованными в среднем и малом бизнесе. Задачи, которые могут решать роботы RPA:

работа с таблицами в Excel, копирование и преобразование данных; проверка информации на корректность; заполнение экранных форм банк-клиента; формирование отчетов; перенос данных из одной системы в другую; обработка почтовых сообщений, автоматическая отправка уведомлений; считывание информации с первичных документов, сканов и другие.

Кому нужна роботизация процессов? На этот вопрос можно ответить легко: роботизация нужна и актуальна для любой компании, у которой в работе используются программные системы. Но наибольший эффект от роботизации достигается в крупных компаниях со значительными операционными расходами на бэк-офис. Основные критерии, которым должна соответствовать компания, которая рассматривает роботизацию:

Регламентирующие процессы. Отсутствие изменений схем процесса в ближайшее время.

Возможность выполнения процесса в нерабочее время. Определение триггера старта процесса. Количество участвующих в процессе отделов. Минимальная вариативность и формат вводной информации. Возможность привести вводные данные к одному формату во всем процессе.

Имея такие вводные как наличие процессов на роботизацию с готовыми техническими заданиями важно определить/спрогнозировать количество таких процессов, так как важно на начальном этапе определить стратегию развития RPA-решений в компании и, соответственно, инструмент разработки: программных роботов RPA-платформы, Python, VBA. VBA, Python можно выбрать как основное решение для роботизации в компании при условии, что максимальное количество процессов, которое планируется автоматизировать, не превышает 10 и отсутствует сложная взаимосвязь разных систем в одном процессе. Довольно сложно определить общую методологию написания кода, что в будущем будет проблемой передачи процесса на доработку и поддержку. Также не стоит забывать про основной критерий робота — это автозапуск, который не просто настраивается для таких инструментов. Основной плюс выбора языка программирования под роботизацию — его бесплатность. Но есть и издержки — ведь для того, чтобы разрабатывать процессы на VBA, Python потребуются высококвалифицированные разработчики с расширенной функцией поддержки готовых решений. Основной инструмент разработки роботов — это RPA-платформы Важно начать с того, что у любой платформы (UiPath, Primo, PIX и проч.) есть лицензирование на свои продукты:

лицензия для разработки роботов (на ней можно и запускать процессы вручную); лицензия для запусков (устанавливается на отдельную машину, сервер); лицензия управления (как правило является веб-формой, в которой хранятся все готовые процессы, настраиваются запуски и есть мониторинг работы процессов).

Есть лицензии версии community — они бесплатные, можно разрабатывать пользовательских роботов для ручного запуска, но у такого варианта могут быть ограничения функционала и отсутствует гарантия на стабильную работу ваших разработок. Для того чтобы от внедрений по роботизации можно было получить гарантированные эффекты/экономию и стабильную работу, важно обратиться к квалифицированным RPA-специалистам, которые могут реализовать для вашей компании пилотные проекты или даже полноценный проект. Стоимость разработки одного программного робота начинается от 300 тыс. руб., а покупка платформы со всеми нужными лицензиями для разработки и поддержки начинается от 1,5 млн руб. Правильная роботизация начинается с определения основной RPA-платформы, количества нужных для работы лицензий на ближайший год и прописанная методология для центра компетенций RPA. Для выполнения шага — анализ процессов для роботизации с помощью системы оценки целесообразности и потенциальных выгод от внедрения, приоритизация инициатив и отрисовка процессов под роботизацию — нужно определить ресурс, на котором будут формироваться заявки на роботизацию в нужном формате для бизнес-аналитика (для этого формируется форма или шаблон для заполнения информации по процессу). На основе бэклога заявок нужно определить приоритетные процессы для разработки, как правило, формируются встречи-демонстрации процесса со стороны бизнес-заказчика, на которой визуально фиксируется алгоритм выполнения процесса с учетом всех исключений. На основе видеоматериалов формируется документация — техническое задание, которое нужно согласовать с обеих сторон (отдел роботизации — непосредственный заказчик). Чтобы разработка программных роботов проходила безопасно, нужно иметь тестовые доступы в разрабатываемых системах, этот этап лучше всего формировать на этапе написания документации, чтобы исключить простой команды разработчиков. Если сравнивать разработки на языках программирования и RPA-платформе, то, согласно методологии, у RPA есть фреймворк, на котором разрабатываются роботы — что является универсальным решением как для текущей команды, так и для новых сотрудников, которые приходят в команду. Такие решения легко поддерживаются специалистами, и можно реализовывать одного робота несколькими разработчиками, перед финальным тестированием все разработанные шаги можно соединить в одного робота, который будет последовательно отрабатывать свой алгоритм. Перед тем как переносить робота в продуктивные системы важно организовать приемосдаточные испытания написанного робота, на котором фиксируется выполнение всех шагов нового цифрового сотрудника. Для команды разработки финальным шагом является формирование инструкций пользователя и разработчика, публикация нового робота в оркестратор (лицензия управления) и постановка процесса на автозапуски, в зависимости от решения могут быть настроены запуски по триггеру (наличия письма или файлов на вход в сетевой папке) или же расписание — старт процесса каждый день/неделю/месяц/квартал в определенное время. После настройки робот передается на поддержку отдельно выделенным специалистам (рекомендуемо). Зачем нужна роботизация Роботизация процессов — освобождение сотрудников от рутинных задач и высвобождение их ресурсов на создание добавленной стоимости: улучшение процессов, стратегические задачи, проработку новых продуктов и пр. Сейчас, особенно в крупных компаниях, огромные ресурсы тратятся на поддержание операционных процессов: выгрузку и обработку данных, часто в ручном режиме, хотя с такими задачами намного быстрее и эффективнее справляются написанные алгоритмы. Роботы — это цифровые помощники, которые могут взять на себя итерационную деятельность и помочь бизнесу, освободив экспертов для проектов развития — в итоге не только повышается эффективность процессов, но и решается проблема перегруженности отдельных сотрудников и функций. Роботизация — не замена «живых» сотрудников, а взаимовыгодное сотрудничество: помимо более стабильных и быстрых процессов, а также сотрудников, эффективно расходующих свое время, компания получает и повышение общей цифровой грамотности за счет активного вовлечения бизнеса в структурирование процессов и демонстрации финальных результатов роботизации. Многие компании из нефтегазовой, металлургической и других отраслей уже воспользовались роботизацией, получая экономические и другие эффекты. Сделав правильные шаги, ваша компания сможет поднять производительность на новый уровень, повысить операционную эффективность, обеспечить новую экономию средств и рост для своих сотрудников.

 

Ссылка на первоисточник
наверх