
Высокие доходы по вкладам сейчас — это своего рода компромисс между двумя противоположными желаниями банков, считает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. С одной стороны, Банк России снижает ключевую ставку, и это сигнал ослабления денежно-кредитного давления. С другой — инфляция остается упрямым врагом.
На 10 ноября она составляла 7,73% в годовом выражении (почти вдвое выше таргета), и ЦБ совсем недавно ухудшил свой прогноз. Вместо ожидавшихся 6–7% к концу года теперь прогнозируют 6,5–7%. Это означает, что реальная покупательная способность денег может уменьшиться быстрее, чем казалось. При таком раскладе банкам нельзя снижать ставки по вкладам слишком резко — иначе деньги просто потекут из них, подчеркивает эксперт. Второй фактор — это ожидания людей. Высокие инфляционные ожидания держат потребителей в напряжении, и они хотят зафиксировать доход по вкладам прямо сейчас, пока ставки еще высокие. Крупные банки это хорошо понимают. По данным последних предложений, максимальные ставки в топ-10 банков на полгода достигают 15,3%, а на год — 14,2%. Это выше средней по рынку (которая ближе к 12–13% на годовые вклады) и ясно показывает конкуренцию за привлечение средств. Банкам нужны деньги, потому что активизировалось кредитование, а сбережения все еще нужны экономике, поясняет аналитик.«На перспективы до конца года влияет траектория снижения ставки, которую изберет ЦБ на следующем заседании. Оно запланировано на 19 декабря, и пока регулятор дает жесткий сигнал. При всех сложностях люди продолжают нести деньги в банки именно потому, что реальные процентные ставки (ставка минус инфляция) все еще дают положительный результат.
Это хорошая база для стабильности финансовой системы и плановой экономической активности в следующем году, когда инфляция, как ожидается, замедлится до 4%», — резюмирует Игорь Расторгуев.
Свежие комментарии