На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

if24.ru

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Егор Горшков
    Сбер поступил самым честным образом, предупредив заранее клиентов о снижении доходов от депозитов, вот и результат.Банки нарастили п...
  • Амина
    мы еще попали в число тех, кому была выгоднее ипотека. Брали льготную и покупали в новой щербинке квартиру. Платеж не...Аренда снова стал...
  • Лариса Терес
    Так назовите уже эту «неназванную». Страна должна знать своих «героев» в лицо и поименно.Делягин рассказал...

Топ-5 ожидаемых событий в цифровой трансформации России в 2025 году

Павел Гуральник - Магистр в области финансового инжиниринга и глобального банковского дела Европейской бизнес-школы Лондона, генеральный директор компании ISPsystem. Эпоха цифровой турбулентности в России плавно заканчивается, страна выходит на плато стабилизации. Революционные события остаются позади, а экономику ждет проверка на прочность — насколько успешны оказались все предыдущие инициативы и проекты.

Расскажем о пяти наиболее ожидаемых событий цифровой трансформации России, которые подтверждают эту тенденцию.

Внедрение цифрового рубля Одно из самых ожидаемых событий этого года — создание нового вида валюты, цифрового рубля. Госдума в первом чтении уже одобрила законопроект о его поэтапном введении в широкий оборот. Согласно документу, с 1 июля 2025 года обеспечить клиентам возможность получения услуг на платформе цифрового рубля должны будут системно значимые кредитные организации, с 1 июля 2026 года — банки с универсальной лицензией, а с 1 июля 2027 года — все кредитные организации. Аналитики считают, что внедрение цифрового рубля принесет сразу несколько возможностей коммерческому сегменту. В первую очередь, речь идет об ускорении и удешевлении расчетов. Благодаря своим технологическим особенностям, цифровой рубль позволит проводить транзакции практически круглосуточно, без оглядки на банковские ограничения. Кроме того, новый тип валюты поможет бизнесу снизить издержки на эквайринг — по предварительным данным, стоимость digital-транзакций для предприятий будет существенно ниже, чем в случае с привычными расчетами. Еще один важный момент — повышение уровня безопасности и прозрачности операций.

Все операции с цифровым рублем будут фиксироваться на платформе Центробанка, что позволит быстрее и точнее фиксировать случаи мошенничества, «серые» и нелегальные схемы. Однако наиболее интересную, на мой взгляд, возможность, которую дает новый тип национальной валюты — использование цифрового рубля в смарт-контрактах для повышения уровня безопасности сделок и автоматизации платежей. Однако, как и любая инновация, внедрение цифрового рубля несет в себе определенные риски и сложности. На самом базовом уровне речь идет о потенциальном недоверии к новому типу валюты — как со стороны граждан, так и со стороны бизнеса. При этом ряд организаций — в частности, микропредприятия, которые привыкли рассчитываться с покупателями прямыми переводами на личные карты или наличными — скорее всего, и вовсе откажутся от использования цифрового рубля, ведь далеко не каждый бизнес добровольно согласится на усиление финансового надзора. Кроме того, обоснованы и страхи, касающиеся стабильности работы платформы. Даже несмотря на то, что решение пройдет комплексное тестирование, исключать риск технических сбоев и кибератак полностью нельзя, по крайней мере, первое время. И, пожалуй, последнее, что хотелось бы отметить, — потенциальные финансовые потери банков. По предварительным расчетам, после запуска цифрового рубля они составят до 50 млрд рублей в год «в виде снижения чистого дохода от интерчейнджа и повышения расходов на привлечение пассивов». С высокой долей вероятности игроки финансового сектора будут прорабатывать новые стратегии увеличения прибыли и адаптироваться к изменившимся условиям. Запуск серийного производства отечественных базовых станций 4G и 5G-Ready К концу 2025 года Россия планирует перейти к серийному выпуску собственных базовых станций 4G и 5G-Ready. Производить оборудование будут «КНС групп» и «Иртея». По прогнозам самих вендоров, потенциал производственных мощностей сейчас оценивается на уровень 10–15 тысяч устройств ежегодно, при этом ожидается постепенное повышение уровня локализации. Безусловно, на текущий момент о соответствии масштабов производства потребностям рынка говорить пока рано. По словам представителей отрасли, для поддержания стабильности и развития сетевой инфраструктуры необходимо порядка 30–50 тысяч базовых станций в год, поэтому о 100% импортозамещении речь в ближайшее время речь вряд ли идет. Однако Минцифры сохраняет оптимизм. Согласно ожиданиям ведомства, к 2027 году доля устанавливаемых базовых станций отечественного производства должна если не достичь, то приблизиться к планке в 100%. Сейчас основной вопрос заключается в том, смогут ли российские вендоры на самом деле выйти на заявленные объемы и преодолеть разрыв между реальными потребностями рынка и производственными возможностями, а также обеспечить требуемый уровень качества выпускаемых решений. Ведь от успеха проекта зависит — ни много, ни мало — темп цифровизации страны. Без сетей, соответствующих современным стандартам связи, невозможно ни развитие «умных городов», ни эффективное внедрение решений на базе IoT. В целом, позитивные подвижки в этом направлении уже есть. В частности, 200 базовых станций LTE от «Иртеи» уже введены в эксплуатацию в нескольких регионах России. Остается надеяться, что производителям удастся не только реализовать намеченные планы, но и успешно нарастить объемы выпускаемой продукции. Создание платформы «ТелекомЦерт» Весьма интересное событие ждет нас в сфере ИБ. Именно на 2025 год намечен запуск «ТелекомЦерт» — масштабной платформы кибербезопасности. Предполагается, что решение обеспечит координацию и обмен данными о кибератаках сразу между финансовыми организациями, мобильными операторами и различными цифровыми платформами и позволит эффективно предотвращать киберинциденты, утечки и случаи мошенничества. Планируется, что запуск в эксплуатацию единой государственной платформы реагирования на кибератаки позволит увеличить сроки блокировки фишинговых и мошеннических ресурсов в 2 раза — с 8 до 4 часов — уже к 2030 году. Безусловно, внедрение платформы будет сопряжено с рядом технических и регуляторных сложностей. В частности, для работы системы потребуется интеграция со стороны ИТ-инфраструктур подключаемых к ней организаций и адаптация существующих бизнес-процессов. Таким образом нововведение затронет не только непосредственных участников проекта, но и ряд их партнеров, например поставщиков софта.  Все это потребует солидных затрат — на технологическую модернизацию, пересмотр политик и регламентов, обучение персонала. Цифровое небо России В середине июля 2024 года завершается разработка амбициозной концепции «цифрового неба России». Ключевая идея нового проекта — создание единой инфраструктуры, объединяющей технологии и платформы воздушного, космического и цифрового пространств воедино, с одновременной синхронизацией соответствующего законодательства. Одна из ее ключевых идей — преодоление нормативной раздробленности и внедрение сквозного межотраслевого регулирования — беспилотные воздушные суда должны будут учитывать одновременно воздушное, космическое и ИТ-законодательство, которые сейчас разделены. Кроме того, концепция призвана повысить безопасность полетов. В частности, речь идет об устранении рисков, связанных с использованием радиочастотного спектра. Несмотря на его теоретическую неисчерпаемость, угроза дефицита все же присутствует — особенно на фоне постоянно растущего трафика. Кроме того, воплощение концепции в жизнь, по мнению участников отрасли, повысит уровень безопасности воздушного, космического и цифрового пространства даже с учетом появления в будущем суперкомпьютеров и других мощных устройств, которые позволят взламывать актуальные сегодня алгоритмы. Концепция «Цифрового неба» — безусловно, своевременная инициатива, особенно на фоне стремительного развития коммерческого космоса и беспилотной авиации. Объединение воздушного, космического и цифрового пространств воедино — вполне логичный шаг для страны, которая стремится к технологическому суверенитету. Однако успех проекта будет зависеть от нескольких факторов. В частности, речь идет о сбалансированном и грамотном регулировании. Чрезмерно жесткие нормы, особенно в части распределения радиочастот, могут негативно повлиять на эффективность частных инициатив — такие примеры мы уже наблюдали в других отраслях ранее. Однако, пожалуй, наиболее весомым фактором является финансирование. Практическая реализация потребует масштабных инвестиций — в технологии связи, развитие сетевой инфраструктуры и построение сетей (в том числе гибридных) — как государственных, так и частных. Без четкого понимания источников финансирования даже самые амбициозные планы могут на долгое время остаться лишь на бумаге. Запрет на разработку самописного софта В 2025 году могут существенно измениться правила игры на рынке софта. Еще в середине прошлого года стало известно, что Минцифры готовит нормативные акты, запрещающие государственным компаниям разрабатывать собственное программное обеспечение для внутренних нужд, если на рынке уже присутствуют аналогичные решения. В ведомстве считают, что нововведение позволит решить целый ряд существующих проблем. В частности, оптимизировать концентрацию финансовых ресурсов и тем самым повысить эффективность разработки ПО, предназначенного для использования не одной организацией, а всеми участниками рынка — хотя бы потенциально. Не стоит забывать и про кадровый аспект. Текущая политика госкомпаний, по мнению представителей отрасли, приводит к росту стоимости разработки софта. В актуальных условиях введение запрета существенно охладит темпы роста зарплат в сфере ИТ и решит проблему искусственного перегрева кадров, когда госкомпании, предлагая программистам зарплаты значительно выше рыночных, провоцируют цепную реакцию, которая в конечном итоге приводит к увеличению стоимости создания ПО. Есть вероятность, что испытательным полигоном новой инициативы станет именно 2025 год. Ее успех будет зависеть от способности регулятора найти золотую середину между централизацией ресурсов и сохранением здоровой конкурентной среды. В любом случае, российский ИТ-рынок стоит на пороге серьезных изменений, последствия которых отразятся на всей цифровой экономике страны. Происходящие сегодня события демонстрируют, что время фрагментарной цифровизации постепенно проходит. На ее место приходит системное построение цифрового суверенитета. Все вышеупомянутые проекты и инициативы — единая система кибербезопасности вместо нескольких разрозненных, запрет на самописное ПО в пользу развития реального рынка, введение цифрового рубля в качестве единого платежного инструмента — демонстрируют зрелый подход. Ждет ли нас успех на новом этапе цифровой трансформации зависит от того, удастся ли властям найти баланс между разумным регулированием и экономическими стимулами.

 

Ссылка на первоисточник
наверх