Пандемия изменила много конфигураций в экономике, благодаря ей, как ни странно, появились новые ниши на рынке. В том числе в текстильной промышленности — и мы говорим не про производство масок. Казалось бы, в период экономического спада интерес к текстилю должен упасть, но произошло обратное: продажи отдельных видов цифрового оборудования для печати на ткани только выросли за 2020 год.
В чем причина такого энтузиазма руководителей больших и малых текстильных предприятий и почему сегодня выгодно инвестировать в печать на тканях, «Инвест-Форсайту» рассказывает продакт-менеджер по текстильному оборудованию Epson Андрей Дынкин. — Тренд на локализацию производства, производство «по требованию» и оперативность поставок в текстильной промышленности заметно растет. Гибкость, умение подстроиться под любой заказ клиента теперь нужны всем, в том числе тем, кто печатает на ткани. В какой из способов печати сегодня предпочтительнее вкладываться: в сублимационный или прямой?Компании, которые производят спортивную одежду и в целом больше специализируются на печати по текстилю, используют уже не термопресс, а более серьезное оборудование — рулонный каландр большого формата. Если говорить о комплекте оборудования для печати небольших партий спортивной и модной одежды, можно уложиться в сумму до 1 млн рублей. Комплект для печати средних объемов (до 5000–7000 м2/месяц), например на базе принтера Epson SureColor SC-F9400, обойдется примерно в 3–5 млн рублей, в зависимости от дополнительного оборудования. В этом случае вы сможете изготавливать продукцию уровня премиум с возможностью использования флуоресцентных цветов.
Причем можно заранее предусмотреть дальнейшее развитие бизнеса, то есть установить для начала один принтер и один каландр, но рассчитанный на обслуживание нескольких принтеров, а затем только докупать принтеры по мере роста потребности. Что касается прямой печати по натуральным тканям, в России рынок сильно отличается от мирового: у нас огромная доля оборудования начального уровня (с невысокой производительностью), серьезных промышленных комплексов, таких как Epson Monna Lisa для прямой печати по ткани, очень мало.Есть еще прямая печать на готовых изделиях — тоже удобная технология, работающая «из коробки»: один небольшой принтер и один термопресс. Технологию используют в основном для производства сувенирной продукции: футболок, кепок, сумок и т.д. Кстати, в пандемийный год спрос на текстильную печать не изменился: было поставлено столько же принтеров для прямой печати, сколько и в 2019 году. Полный комплект оборудования для прямой печати по готовым изделиям потребует относительно небольших вложений — от 1,5 млн рублей. — Чем объяснить то, что многие цифровые типографии, занимающиеся печатью на ткани, даже печатью фотосувениров, «выстрелили» как раз в прошлом году, когда людям, на первый взгляд, было не до обновок? — Сложно прокомментировать причины изменений в потреблении товаров подобного рода, но можно предположить, что в связи со ставшим привычным дистанционным форматом работы у людей появилось больше времени, чтобы заниматься, например, спортом, значит им понадобилась спортивная одежда, ткань для которой как раз запечатывается на сублимационных принтерах. Люди работали из дома: вполне естественно, кому-то захотелось обновить интерьер или гардероб. Поэтому домашний текстиль — еще одно популярное направление в печати на тканях.
Внезапно точкой роста стали наши новые принтеры с флуоресцентными чернилами, хотя ожидалось как раз обратное: предполагалось, что вырастет спрос на предельно дешевое оборудование, а предприниматели сделали ставку на инновации, новые возможности и качество. Новые принтеры с флуоресцентными чернилами, печатающие яркими и сочными цветами, «загорающимися» в солнечном свете, предназначены для печати премиум-продукта. Именно эти модели оказались максимально востребованными: за полгода их приобрели столько же, сколько установили предшествующих моделей за весь 2019 год. У небольших компаний появилась возможность открыть для себя новые сегменты рынка, для работы в которых требовалось закупать гораздо более дорогое промышленное оборудование. Большой спрос наблюдается и на оборудование для прямой печати на готовых текстильных изделиях — футболках, майках, сумках и т.д., несмотря на сокращение количества публичных мероприятий. Сейчас заметно, как оживает этот сегмент рынка: пик продаж таких принтеров пришелся на месяц после выставки «ИНЛЕГМАШ», прошедшей в марте 2021 года. — С чего проще начать цифровой текстильный бизнес, с какой модели? — На мой взгляд, если нет производственного опыта, проще начать с нанесения печати на готовые текстильные изделия и производство рекламно-сувенирной продукции. Это, наверное, самый простой и доступный с точки зрения вложений в оборудование бизнес. Минимально нужен один «футболочный» принтер, один небольшой сублимационный, например формата А4, и два термопресса: один для кружек, другой — для футболок и сумок. Также пригодится оборудование для нанесения праймера (служит для более стойкого и качественного нанесения чернил на ткань). Освоив этот уровень, можно уже двигаться дальше.
Говоря же о более производительных и серьезных решениях для сублимации и рулонной печати, самый простой, но при этом самый низкомаржинальный способ заработать — печать ткани на заказ, из рулона в рулон. Для него, по большому счету, нужны только широкоформатный сублимационный принтер и каландр. С одной стороны, удобно: отпечатали ткань, отгрузили заказчику — и голова не болит, как и что шить из нее, где продать готовые изделия… Но такая модель очень уязвима: даже если есть постоянные клиенты, стабильность бизнеса может свести на нет любой внешний фактор, например удорожание сырья. Если компания зарабатывает на объемах, колебания цен на сырье и расходные материалы очень опасны, а чтобы обеспечить существенные объемы и доход, нужны либо несколько сублимационных принтеров, либо один, но уже промышленный, а это дорогое удовольствие. Поэтому подавляющее большинство компаний наших клиентов, если ориентироваться на метраж ткани, печатает сублимационным способом не так много, а сами производят готовую продукцию (одежду, текстиль домашний или рекламный) и максимально зарабатывают на этом. Можно компоновать несколько заказов в одно печатное задание — это удобно и выгодно при большом количестве коротких заказов. Они печатаются один за другим и сразу же отправляются на пошив. Такой бизнес гораздо меньше подвержен рискам из-за внешних факторов и цен на сырье. В то же время нужны большое помещение, швейный цех, раскрой, подготовленный персонал. — Перед всеми руководителями рано или поздно встает кадровый вопрос: хватает ли специалистов для такого бизнеса? — Вот поэтому сублимация так и популярна, что технологически она довольно проста. Да, нужен технолог, который понимает, как подобрать режимы, расходники, толщину бумаги, но в целом данное направление не требует особых компетенций. Поставщики оборудования тоже помогают: выпускают обучающие ролики, не просто поставляют принтер, но и запускают его вместе с клиентом, проводят тренинги для операторов. После обучения практически любой человек, даже без полиграфического образования, сможет обслуживать два-три сублимационных принтера. На малых предприятиях часто весь штат и состоит из двух-трех человек — так многие начинают. Если компания занимается еще и пошивом готовых изделий, нужны швеи. Найти качественный персонал для швейного цеха уже сложнее, об этом наши клиенты часто говорят и в Москве, и в регионах. С прямой печатью на готовых изделиях (футболки и т.д.) тоже все относительно просто. Промышленная прямая печать по текстилю — уже совсем другая история: там 4 вида чернил для различных видов тканей, которые часто требуют специальной подготовки, здесь нужны уже специалисты совершенно другого уровня. Индустриальное оборудование прямой рулонной печати по текстилю — это большие машины и большие объемы, они стоят сотни тысяч долларов, как и вспомогательное оборудование. Это технологически крайне сложный продукт, а опыт и знания накапливаются годами. Но и производственные возможности гораздо шире. — Что нужно знать начинающему бизнесмену о рынке тканей и бумаги? — Важно разбираться в качестве и стоимости сырья, которые важны для любого бизнеса. Печать по ткани — не исключение. Причем неважно, прямая ли это печать на натуральных тканях или сублимационная — на синтетических. Если мы говорим о прямой печати на хлопковых футболках, от качества самой ткани зависит практически все. Важно качество волокон, их плетение, наличие добавок. Если футболка мало пригодна для цифровой печати, увы, добиться качественного изображения и его стойкости к износу будет невозможно. Сублимация более «всеядна» в плане качества ткани, но и тут надо уметь подобрать правильную бумагу для переноса изображения: она должна быть нужной толщины и с определенными свойствами. От этого напрямую зависят качество, скорость и себестоимость печати. Другой важный компонент качественной печати — чернила. Мы рекомендуем не экономить на них и использовать оригинальные. — Они значительно дороже? — Дороже, но значительно проще в деле, потому что оригинальные чернила стабильны от партии к партии — это всегда гарантированно один и тот же цвет. Оригинальные чернила не окажут негативного влияния на дорогостоящие компоненты принтера, чего нельзя гарантировать при совместимых чернилах. Есть два вида принтеров на рынке: открытые, «незачипованные», туда можно лить любые чернила, и закрытые, где программное обеспечение, печатающие головки и чернила — компоненты одной экосистемы, которая гарантирует стабильно высокий результат. Если один из компонентов, например чернила, заменить на неоригинальные, то и система разрушается; проще тогда сразу купить бюджетный принтер и «лить» в него неоригинальные чернила, но о гарантиях высокого качества и стабильности тогда уже говорить не будем. В чем преимущество оригинальных сублимационных чернил? Они имеют высокую насыщенность пигментации, что позволяет снизить их расход по сравнению с неоригинальными, при использовании которых расход обычно увеличивается для достижения такой же насыщенности цветов. Можно выбрать любой типовой макет, отпечатать его в режиме требуемого качества на нескольких принтерах и сравнить результат, сопоставив стоимость чернил, их фактический расход и качество отпечатка. Также важно помнить: чернила составляют лишь порядка 10% от всех расходников. Если вы выберете те, которые на 20% дешевле оригинальных, это снизит себестоимость печати всего на 2%. При этом даже минимальный брак может свести всю экономию на нет. Причем сначала будет страдать качество, а затем просто придется платить за дорогостоящий ремонт. Но пока, к сожалению, эффективность зачастую оценивается исключительно в долларах за литр. Еще одно важное преимущество оригинальных чернил — безопасность и экологичность. Оригинальные чернила Epson имеют международные сертификаты, подтверждающие безопасность отпечатков, выполненных такими чернилами, для взрослых и детей. — От чего зависит, сколько держатся чернила, например на футболке: от ткани, чернил, способа печати? — В прямой печати по готовым текстильным изделиям важна каждая деталь. Ошибка в любом компоненте может снизить качество конечного продукта. Важно качество ткани, важен и праймер — это химикат для подготовки ткани к печати: нельзя просто так нанести чернила на цветную ткань, они «провалятся» в нее. Оператору нужно найти оптимальный баланс между яркостью изображения и его устойчивостью к стирке. Также важно подобрать правильные температурные режимы. И, безусловно, оригинальные чернила имеют более высокую стойкость. В сублимации механический износ изображения минимальный, поскольку волокна, по сути, прокрашиваются изнутри. — Можно ли сказать, что цифровая печать на тканях небольшими партиями — это драйвер развития экономики регионов? — Безусловно, один из драйверов. И в России, и в мире происходит перевод процессов из аналоговой печати в цифровую, оптимизация производства, отказ от больших складов, от необходимости держать большие запасы. Многие модные бренды, которые традиционно планировали производство текстиля на несколько месяцев вперед и делали всю продукцию в Китае или Индонезии, а потом везли в свою страну и долго продавали в магазинах, сейчас всё оптимизируют и производят сами продукции ровно столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить актуальные потребности региона. Это очень серьезный драйвер, подстегивающий рост собственного цифрового производства. Второй момент — одежда на заказ и быстрая мода. В современном мире с активным развитием электронной коммерции можно печатать текстиль на заказ, поскольку интерес аудитории к какому-то определенному дизайну меняется чуть ли не мгновенно по меркам производства. Поэтому выгоднее не запасать большие объемы продукции, а создавать ее под конкретную актуальную «быструю моду». По этим принципам работают крупные компании уровня Amazon — там это фактически на поток поставлено: товар производится непосредственно под заказчика. Хорошо, что эти технологии набирают обороты и у нас. Беседовал Константин Фрумкин
Свежие комментарии